Оставаться на магистрали либо искать пути объезда пробки

В проекты всех новых модернизируемых дорог закладывается автоматизированная система управления дорожным движением. Дорогу оснащают видеонаблюдением, детекторами, светодиодными знаками, метеостанциями и информационными табло. Программа “ИнтеллектТрафик” позволяет управлять этим оборудованием из одного диспетчерского центра.

Мы назвали систему “ИнтеллектТрафик” потому, что в этом ПО есть интеллектуальная составляющая. Она заключается в автоматических сценариях, которые заложены в систему.

Приведу примеры таких алгоритмов. Если детекторы транспорта на участке дороги заметили, что снизилась скорость движения по полосам до нуля, увеличилась плотность транспортных средств на километр, система разукрашивает участок на мнемосхеме в красный цвет и выводит на табло предупреждение, что впереди затор, информирует о возможном съезде с дороги. Сервис позволяет водителю принять решение - оставаться на магистрали либо искать пути объезда пробки.

Хочу отметить, что это российский продукт. Когда пять лет назад мы начинали им заниматься, то стояли перед выбором: брать что-то иностранное, русифицировать и внедрять в России, либо разрабатывать свой продукт. Мы инвестировали в собственную разработку, набрали команду программистов в Санкт-Петербурге и в Москве.

Одна из особенностей программы заключается в том, что нам не важно, какие производители периферийного оборудования используются в проекте. Мы внедряем адаптеры, которые позволяют управлять оборудованием любого производителя. Цель - работать с производителем без доработки адаптеров.

Сейчас продукт внедряется на дорогах, строящихся по проектам Федерального дорожного агентства. Первым объектом автоматизации стала кольцевая автодорога вокруг Санкт-Петербурга. Нас пригласили как компанию-интегратора. Мы объединили разношерстное периферийное оборудование разных производителей в один программно-аппаратный комплекс. Уже три года система работает в автоматическом режиме. Оператор может не вмешиваться в работу системы.

Программа успешно работает на дублере Курортного проспекта в Сочи. Это дорога введена накануне Олимпийских игр. Она позволила разгрузить Курортный проспект, который был единственной артерией в Сочи. Дублер представляет из себя восемь спаренных тоннелей и эстакад. Там “ИнтеллектТрафик” интегрирован с системой жизнеобеспечения тоннелей.

Сейчас мы внедряем “ИнтеллектТрафик” на реконструируемом участке дороги М-9 “Балтия”. Также мы в процессе заключения контракта на участок до 225 км дороги М-4 “Дон”.

Наш продукт актуален для вылетных магистралей Москвы. Например, когда вы проезжаете по Ленинградке от метро “Динамо” до МКАДа, то видите информационные табло, которые, к сожалению, не работают. Наш продукт позволяет в течение трех месяцев обеспечить водителей Москвы необходимым информированием.

Например, перед развилкой на Волоколамское и Ленинградское шоссе мы можем информировать водителей о времени в пути до МКАДа и по Волоколамке, и по Ленинградке, чтобы водители приняли решение ехать туда, где можно двигаться с большей скоростью. Наша система дает социальный и экономический эффект.

Мы продолжаем разработку по дорожной карте развития продукта. Недавно был реализован конструктор бизнес-процессов. Эта система является инструментом работы операторов участков дорог. Так как дорогами управляют региональные структуры или Федеральные казенные учреждения Федерального дорожного агентства, работа операторов жестко регламентируется. Мы взяли один из конструкторов бизнес-процессов и на его основе оптимизировали решение задач. Оператору не надо думать, что делать при возникновении ситуации. Система сама подсказывает: “Звони”, “Отправляй факс”, “Подтверждай инцидент”. Это позволяет автоматизировать регламенты работы операторов.

В настоящее время способом взаимодействия дорожной инфраструктуры с транспортным средством является коммуникация с водителем. Будущее за роботизированными транспортными средствами. Сейчас они испытываются. Периферийное оборудование развивается, учитывая эту тенденцию. Оно будет взаимодействовать с транспортным средством. Это еще далекая перспектива. Видимо, это горизонт следующих 7-10 лет.